Готтлиб Эспенлауб был одним из самых радикальных авиационных новаторов в истории. Свой первый планер Espenlaub E-1 он построил в 1920 году в возрасте 19 лет. А еще немного позже увлекся автомобильным дизайном. Получилось что-то странное.

В 1920-х авиация была молода и оставляла большой простор для экспериментирования.
Поэтому уже второй планер Эспенлауба E-2 был необычным — он одним из первых попытался реализовать схему «самолет-крыло». В 1927-м он построил и свой первый самолет — узкий обтекаемый биплан E-11. Наиболее интересна его разработка 1929 года — ракетный планер E-11, предтеча японских Ohka, «торпед» камикадзе. Планер был обыкновенным, но имел одноразовый ракетный двигатель для разгона.
А с 1928 по 1953 год Готтлиб Эспенлауб построил девять автомобилей собственного дизайна, и один даже довел до стадии мелкосерийного производства. К сожалению, чрезмерная смелость в визуальных решениях не позволила марке Espenlaub стать хоть сколько-нибудь массовой. Деньги у него были — со временем его кустарное производство самолетов переросло в большой авиаремонтный завод с 2300 сотрудниками.
Первые два автомобиля, обтекаемых стримлайнера, он построил в 1928 году на базе серийного Wanderer Typ 10/II. Автомобили имели одну единственную дверь на стороне пассажира, кузов накрывал шасси полностью, без отдельно вынесенных крыльев и фар, в общем, для конца 1920-х это было революционно и совершенно нефункционально.

В 1934—1935 годах появился третий автомобиль — Espenlaub Stromlinie, в принципе, внешне почти не отличавшийся от первых двух. Эспенлауб гнул свою линию. В 1936—1937 он построил несколько гоночных машин на базе Adler Trumpf Sport — он надеялся, что обтекаемые формы «сработают» на гоночных треках. Но машины никогда не выходили на старт.

После войны, на протяжении которой он был занят ремонтом самолетов, Эспенлауб вернулся к своей автомобильной мечте и в 1948-м представил очередной революционный автомобиль — «камбалу» Espenlaub Flunder. Плоская машина имела 1,2 метра в высоту и 2,5 метра в ширину. 9-местная машина была почти полностью построена из авиационных запчастей и напоминала другие революционные машины тех лет — Stout Scarab и Dymaxion.
Параллельно он построил трехколесную версию Espenlaub Flunder.

В 1952—1953 годах появилось последнее поколение машин Эспенлауба, выразившееся в модели Espenlaub 400 и двух версиях Espenlaub 1000. Первая была обтекаемой малолитражкой с двухтактным двигателем объемом 400 см³, вторые две — большими семейными автомобилями с литровым мотором. Espenlaub 1000 существовал в двух модификациях 1952 и 1953 годов и даже был выпущен малой пробной партией.

К сожалению, до наших дней ни один из Espenlaub не дошёл. Если вы вдруг найдете такой в гараже у дедушки, сразу же звоните на крупный автомобильный аукцион, станете миллионером.

Свежие комментарии